МЕТОД ОЦЕНКИ ДЛИНЫ ТЕХНОГЕННОЙ ТРЕЩИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЙНОГО ДАВЛЕНИЯ НАГНЕТАНИЯ

Авторы

  • А. В. Сюндюков Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Д. К. Сагитов Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.17122/ntj-oil-2023-2-40-51

Ключевые слова:

трещина авто-ГРП, низкопроницаемый коллектор, заводнение , система поддержания пластового давления, горизонтальная скважина, забойное давление, пластовое давление, полудлина трещины

Аннотация

Большая часть извлекаемых запасов нефти России представлена трудноизвлекаемыми запасами. Одной из ключевых технологий разработки данных коллекторов является применение системы поддержания пластового давления. Эволюция развития методов управления заводнением не стоит на месте. Сегодня вопрос изучения распространения трещин автоматического гидроразрыва пласта (авто-ГРП) является одним из наиболее важных вызовов. Со временем, по мере перехода к разработке зон с низкими значениями проницаемости и увеличением забойного давления в нагнетательных скважинах, проявление эффекта авто-ГРП стало носить массовый характер. Это подтверждалось не только динамикой обводненности продукции при увеличении приемистости соседних нагнетательных скважин, но и гидродинамическими исследованиями скважин (ГДИС), трассерными исследованиями, адаптацией гидродинамической модели с учетом трещин авто-ГРП.

По результатам исследований геомеханических свойств на месторождениях Западной Сибири было установлено направление регионально напряженного состояния, которое совпадает с азимутальным направлением развития трещин авто-ГРП. Современные системы разработки учитывают направление регионального напряженного состояния. Данные системы преимущественно расположены параллельно трещинам авто-ГРП для исключения прорывов от нагнетательных скважин к добывающим скважинам.

Оценка параметров трещин авто-ГРП в зависимости от режимов нагнетания является актуальной задачей, требующей создания соответствующих методик расчета. Контроль режима заводнения по группе нагнетательных скважин в условиях критических забойных давлений, превышающих величину давления разрыва горной породы, является целью данной работы. Предложен метод оценки параметров техногенных трещин авто-ГРП от заданных исходных параметров.

Библиографические ссылки

Байков В.А., Давлетбаев А.Я., Асмандияров Р.Н., Усманов Т.С., Степанова З.Ю. Специальные гидродинамические исследования для мониторинга за развитием трещин ГРП в нагнетательных скважинах // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2011. № 1. С. 65-75. URL: http://ogbus.ru/files/ogbus/authors/ Baikov/Baikov_1.pdf. (дата обращения: 30.01.2023). EDN: OOVKTB.

Байков В.А., Жданов Р.М., Муллагалиев Т.И., Усманов Т.С. Выбор оптимальной системы разработки для месторождений с низкопроницаемыми коллекторами // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2011. № 1. С. 84-98. URL: http://ogbus.ru/files/ogbus/authors/ Baikov/Baikov_2.pdf. (дата обращения: 30.01.2023). EDN: OOVKTV.

Сюндюков А.В., Хабибуллин Г.И., Трофимчук А.С., Сагитов Д.К. Методика поддержания оптимальной геометрии техногенной трещины путем регулирования закачки в низкопроницаемые коллекторы // Нефтяное хозяйство. 2022. № 9. С. 96-99. DOI: 10.24887/0028-2448-2022-9-96-99. EDN: VAURWI.

Астафьев В.И., Федорченко Г.Д. Моделирование фильтрации жидкости при наличии трещины гидравлического разрыва пласта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2007. Вып. 2 (15). С. 128-132. EDN: INTMHZ.

Зазовский А.Ф., Тодуа Г.Т. О стационарном притоке жидкости к скважине с вертикальной трещиной гидроразрыва большой протяженности // Известия АН СССР. Механика жидкости и газа. 1990. Вып. 4. С. 107-116.

Santarelli F.J., Havmoller O., Naumann M. Geomechanical Aspects of 15 Years Water Injection on a Field Complex: An Analysis of the Past to Plan the Future // Materials of SPE North Africa Technical Conference and Exhibition. Marrakech, Morocco. 2008. Paper No. SPE-112944-MS. DOI: 10.2118/112944-MS.

Давлетбаев А.Я., Асалхузина Г.Ф., Иващенко Д.С., Федоров А.И., Фурсов Г.А., Назаргалин Э.Р., Слабецкий А.А., Сергейчев А.В., Ямалов И.Р., Валеева Э.З. Гидродинамические методы контроля за развитием трещин авто-ГРП при заводнении в низкопроницаемых коллекторах // Materials of SPE Russian Petroleum Technology Conference. Moscow, Russia. 2015. Paper No. SPE-176562-MS. DOI: 10.2118/176562-MS.

Borges M.F., Antunes F.V., Prates P.A., Branco R., Vojtek T. Effect of Young’s Modulus on Fatigue Crack Growth // International Journal of Fatigue. 2020. Vol. 132. Article No. 105375. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2019.105375.

Тримонова М.А., Дубиня Н.В. Основные закономерности развития трещины авто-ГРП // Materials of SPE Russian Petroleum Technology Conference, Moscow, Russia. 2015. Paper No. SPE-176638-MS. DOI: 10.2118/176638-MS.

Prats M. Effect of Vertical Fractures on Reservoir Behavior-Incompressible Fluid Case // Society of Petroleum Engineers Journal. 1961. Vol. 1. Issue 2. P. 105-118. DOI: 10.2118/1575-G.

Сюндюков А.В., Хабибуллин Г.И., Трофимчук А.С., Шайхатдаров Д.Р., Сагитов Д.К. Методика управления заводнением на месторождениях с ТРИЗ // Materials of SPE Russian Petroleum Technology Conference. Virtual. 2021. Paper No. SPE-206408-MS. DOI: 10.2118/206408-MS.

Борисов Ю.П., Пилатовский В.П., Табаков В.П. Разработка нефтяных месторождений горизонтальными и многозабойными скважинами. М.: Недра, 1964. 154 с.

Загрузки

Опубликован

2023-05-16

Выпуск

Раздел

РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ